Транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА-М»
Транспортный пилотируемый корабль новой серии «Союз ТМА-М» с модернизированными системами разработан ОАО «РКК «Энергия» имени С. П. Королева» на базе корабля «Союз ТМА» по заказу Федерального космического агентства.
Работы по созданию модернизированного корабля велись с 2005 года. Целью разработки корабля новой серии является обеспечение выполнения современных требований к надежности пилотируемых кораблей и безопасности экипажа.
Предпосылками к модернизации систем стало моральное старение аппаратуры и технологии изготовления, а также прекращение выпуска ряда комплектующих.
Модернизация позволила:
- улучшить эксплуатационные характеристики корабля;
- решить проблему обеспечения гарантированных поставок ключевых служебных систем;
- уменьшить массу и занимаемый объём.
Основными модернизируемыми системами стали система управления движением и навигации (СУДН) и система бортовых измерений (СБИ).
В результате модернизации бортовых систем произведена замена бортового оборудования СУДН и СБИ приборами на основе современных бортовых вычислительных средств с развитым программным обеспечением: всего заменено 36 устаревших приборов на 19 приборов новой разработки.
Для обеспечения управления, электропитания и термостатирования вводимых приборов новой разработки проведены сопутствующие доработки систем управления бортовым комплексом (СУБК) и обеспечения теплового режима (СОТР). Кроме того были проведены дополнительные усовершенствования конструкции корабля (направленные на повышение технологичности его изготовления), а также доработки интерфейсов корабля с МКС.
В результате всех доработок масса корабля уменьшается на величину около 70 кг, что позволит проводить в дальнейшем доработки корабля для повышения его надежности (например, увеличение энергоемкости системы электропитания за счет установки дополнительного блока питания, установки дополнительной метеороидной защиты на бытовом отсеке корабля и т.д.).
«Союз ТМА», на базе которого создан «Союз ТМА-М», в свою очередь является модификацией корабля «Союз ТМ», отличающегося высокой надежностью и безопасностью полёта для экипажа, о чем свидетельствуют все запуски этого корабля, проведенные в период с 1986 года по 2002 год в целях обслуживания орбитальных станций.
«Союз ТМА-М» создан согласно межгосударственным соглашениям России и США и является составной частью комплекса орбитальной станции.
Корабль «Союз ТМА-М» в случае возникновения аварийных ситуаций на борту МКС является основным средством спасения её экипажа, а также средством доставки экипажей российских экспедиций посещения станции.
Корабль состоит из трех отсеков:
- бытового (орбитального),
- спускаемого аппарата (СА),
- приборно-агрегатного отсека.
В процессе полёта корабль выполняет следующие задачи:
- доставка на станцию экипажа численностью до трех человек и полезных грузов (научно-исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов, ремонтного оборудования для станции и т. п.);
- постоянное дежурство корабля на станции в период её пилотируемого полёта в готовности к срочному спуску экипажа основной экспедиции на Землю в случае опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавта и т. п. (функция корабля-спасателя);
- плановый спуск экипажа на Землю (состав экипажа корабля при доставке и возвращении может меняться);
- доставка на Землю полезных грузов относительно небольшой массы и объема (результатов работы экспедиции, личных вещей и др.);
- удаление отходов со станции в бытовом отсеке, сгорающем в атмосфере при спуске.
Основные характеристики
Наименование характеристики, размерность | Значение | Примечание |
Масса корабля, кг | до 7220 | |
Масса спускаемого аппарата, кг | ~ 2900 | |
Экипаж, чел. | 2 – 3 | |
Параметры орбиты: | ||
— наклонение, град. | 51,6 | |
— высота выведения, км | 202 / 238 | перигей / апогей |
— высота при стыковке корабля, км | до 425 | |
— высота при спуске корабля, км | до 460 | |
Геометрические характеристики корабля, мм: | ||
— длина по корпусу | 6980 | |
— максимальный диаметр | 2720 | |
— диаметр жилых отсеков | 2200 | |
— размах солнечных батарей | 10700 | |
Масса груза расчетная (при экипаже 3 чел.), кг: | ||
— доставляемая | до 180 | |
— возвращаемая | до 50 | |
— удаляемая (отходы) | до 180 | |
Полётный ресурс, сутки | 200 | в том числе ресурс автономного полёта 5,2 сут. |
Скорость приземления после срабатывания ДМП, м/с: | ||
— на основной парашютной системе (макс. /ном.) |
2,6 / 1,4 | 3,6 / 2,6 (у КК «Союз ТМ») |
— на запасной парашютной системе (макс. / ном.) |
4,0 / 2,4 | 6,1 / 4,3 (у КК «Союз TM») |
Ракета-носитель | «Cоюз-ФГ» | создана для корабля «Союз ТМА» и прошла летную отработку при запусках кораблей «Прогресс» в 2001 – 2002 гг. |
TikTok: tiktok.com/@olegmks
ВКонтакте: vk.com/olegmks
YouTube: youtube.com/c/OlegMKS
Яндекс.Дзен: zen.yandex.ru/olegmks
RuTube: rutube.ru/channel/23320330/