• Русский
  • English
Роскосмос Энергия

«Прогресс М-21М» отстыкуют от МКС для тестирования новой системы сближения «Курс-НА»

Источник: ИТАР ТАСС

МОСКВА, 23 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Грузовой корабль «Прогресс М-21М» 23 апреля отстыкуют от МКС для очередного, третьего, тестирования новой системы сближения со станцией «Курс-НА», установленной на «грузовике», сообщили ИТАР-ТАСС в подмосковном Центре управления полетами.

«В 12.57 мск в соответствии с программой полета транспортного грузового корабля «Прогресс М-21М» запланирована его расстыковка с орбитальной станцией, — уточнили в ЦУПе. — «Грузовик» будет находиться в автономном полете до 25 апреля 2014 года, после чего снова подойдёт к станции для проведения операции по сближению и стыковке с МКС, когда и будет отработана новая система «Курс-НА».

В чем причина неудачи первой стыковки

Первые испытания в космосе новой системы прошли 24 июля 2012 года. Грузовой корабль «Прогресс М-15М», оборудованный «Курс-НА», был отстыкован от МКС, но не смог вернуться в состав орбитального комплекса, и стыковка была отменена. Во время сближения со станцией аппаратура «грузовика» дала сигнал предупреждения о возможной аварии, после чего стыковочная система отвела корабль на безопасное расстояние. «Грузовик» вернулся в состав орбитальной станции через несколько дней, 29 июля. Со второй попытки система «Курс-НА» отработала штатно. Причиной неудачи в ходе первой попытки был назван сбой датчиковой аппаратуры.

Неудачная стыковка второй попытки

Вторые летные испытания «Курс-НА» прошли в ходе полета к МКС грузового корабля «Прогресс М-21М», который был запущен с космодрома Байконур 26 ноября 2013 года.

«Прогресс М-21М» пристыковался к орбитальной станции 30 ноября. Стыковка проводилась с помощью новой системы сближения в автоматическом режиме, однако на последних 50 метрах командир МКС Олег Котов взял управление стыковкой на себя.

Причиной неудачи президент РКК «Энергия» Виталий Лопота назвал рассогласование прогнозируемых и измеряемых параметров сближения, в результате чего система остановила сближение и пришлось задействовать телеоператорный режим управления.

На сегодняшний день основной системой сближения на кораблях «Союз» и «Прогресс» является система «Курс», которая устанавливается на аппараты с 90-х годов прошлого века. У новой модификации «Курс-НА» появились существенные отличия: уменьшены масса, габариты и энергопотребление, повышены автоматизация и точность.